ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
Экологический аудит

     Экологический аудит – это независимая, комплексная, документированная проверка деятельности предприятия на соответствие требованиям действующего природоохранного законодательства и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

     В качестве объекта экоаудита выступает любая хозяйственная или иная деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду и природные объекты.

     Вашему предприятию необходим экологический аудит, если Вы хотите:

- быть готовым к проверкам контролирующих органов (Росприроднадзор, администрация Приморского края, управление охраны окружающей среды администрации г. Владивостока, природоохранная прокуратура и др.) и иметь всю необходимую разрешительную документацию;
- избежать штрафных санкций за несоответствие природоохранному законодательству;
- избежать сверхнормативных экологических платежей;
- организовать работу Вашего предприятия в соответствии с требованиями экологического законодательства;
- повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность предприятия, увеличить лояльность потребителей за счет производства продукции, отвечающей всем экологическим и санитарно – гигиеническим требованиям.

     Экологический аудит представляет собой комплекс работ, направленный на выявление всех имеющихся и возможных нарушений на предприятии, связанных с воздействием на окружающую среду.

     Работы по экоаудиту проводятся в несколько этапов, и включают:

- изучение и анализ документации предприятия,
- определение основных производственных объектов и их влияния на окружающую среду,
- опрос ответственных за охрану окружающей среды лиц,
- посещение и натурное обследование промплощадок предприятия с составлением соответствующих протоколов.

     Важной задачей экоаудита является сбор достоверной информации о производственной деятельности объекта и формировании на ее основе выводов относительно реального экологического состояния объекта.

     Проведение экологического аудита дает возможность:

 - оптимизировать финансовые затраты предприятия с учетом экологических факторов;
- предупредить случаи возникновения, ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды и нерациональным природопользованием;
- улучшить взаимоотношения с природоохранными органами;
- добиться определенных финансовых льгот, субсидий из экологических фондов, корректировки платежей за природопользование и др.;
- сформировать благоприятный экологический имидж предприятия;
- перейти на признанные в международном сообществе процедуры экологического управления (стандарты ISO серии 14000).

     Экологический аудит может предварять собой экологическую экспертизу, экологические и санитарно-эпидемиологические проверки, проводимые государственными надзорными органами. Выполненный экологический аудит может способствовать успешному прохождению этих процедур, хотя и не может их заменить.

     Результирующим выводом экологического аудита является предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе деятельности предприятия и составление полного отчета о результатах экоаудита. В этом документе подробно описывается проведенная работа, обосновываются основные нарушения природоохранного законодательства, выдаются рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Виды экоаудита Подробнее ↓ 
  •  1. Определение соответствия хозяйственной деятельности предприятия природоохранному законодательству (аудит соответствия);
    2. Оценка эффективности управления, соответствия сформированной внутренней системы управления и корпоративной политики, установление степени экологического риска, связанного с деятельностью предприятия (аудит управления);
    3. Оценка экологической безопасности сырья, материалов и оборудования, используемых при производстве продукции, выявление альтернативных ресурсосберегающих технологий, способствующих, кроме того, снижению себестоимости производимого товара и услуг (аудит снабжения);
    4. Оценка прошлого экономического ущерба от загрязнения, а также потенциальной экологической ответственности при осуществлении приватизационной стоимости предприятия или земельных участков с расположенными на них объектами (аудит недвижимости);
    5. Оценка опасности отходов производства путем их утилизации, размещения и захоронения (аудит обращения с отходами);
    6. Оценка рационального использования территории под различные объекты с целью создания оптимальной экологической ситуации (аудит территории);
    7. Оценка перспективной стратегии бизнеса с учетом экологических характеристик предприятия и выявления потенциальных деловых партнеров с экологически ориентированной системой управления (стратегический аудит);
    8. Оценка риска и размера ущерба в результате возможных техногенных аварий, технологических сбоев, стихийных природных процессов и т.п. для обоснования и осуществления экологического страхования (страховой экологический аудит);
    9. Оценка необходимых затрат на экологические аспекты деятельности при инвестировании реконструкции, расширения, перепрофилирования, закрытия предприятия (инвестиционный экологический аудит).
  • Выделяют также добровольный экологический аудит или по-другому инициативный, который проводится по желанию руководства предприятия, и обязательный экоаудит. Обязательный экологический аудит проводится в соответствии с решением государственных органов (Росприроднадзор, суд и др.) в соответствии с действующим законодательством.

    Кроме того, обязательный экологический аудит в установленном порядке может проводиться при реализации международных обязательств, например, конвенций и соглашений, при реализации процедуры банкротств хозяйствующих субъектов, экологической санации производства, при проведении обязательного экологического страхования, при подготовке инвестиционных проектов и программ в том случае, когда это предусмотрено условиями инвестирования, а также при обосновании и реализации экологических программ различного уровня.

Проведение экоаудита на вашем предприятии, основные этапы Подробнее ↓ 
  • 1. Определение целей, задач и объектов экоаудита
    Проведение экологического аудита на предприятии начинается с определения целей, задач и объектов экологического аудита. К объектам экоаудита относятся производственные площадки предприятия: цеха, гаражи, котельные и др., деятельность которых связана с воздействием на окружающую среду. Специалисты нашей компании помогут Вам определить необходимость проведения того или иного вида аудита и составят оптимальную для вас Программу.
  • 2. Составление Программы экологического аудита
    Учитывая потребности предприятия, в зависимости от вида деятельности и выявленных целей и объектов экоаудита, составляется Программа экоаудита. В программе прописываются этапы проведения аудита, указываются сроки выполнения каждого этапа, ответственные лица и дается перечень документов для проведения анализа деятельности предприятия.
  • 3. Сбор и анализ данных предприятия
    После составления программы, определения сроков и заключения договора, экоаудиторская группа приступает к сбору и анализу документации. Предприятие предоставляет группе экоаудиторов все документы, касающиеся деятельности предприятия-природопользователя. Ниже представлен общий перечень документов, который в зависимости от деятельности предприятия и целей аудита может включать дополнительные пункты.
  • Перечень документов для проведения экологического аудита:
    1. Банковские реквизиты, адреса, контактная информация об организации.
    2. Устав.
    3. Учредительные и регистрационные документы (свидетельства).
    4. Сведения о составе и структуре предприятия, его назначение, количество работающих.
    5. Приказ о назначении директора.
    6. Приказ о назначении ответственного за природоохранные мероприятия.
    7. Документы, подтверждающие право собственности (аренды) на земельные участки.
    8. Договора аренды, если предприятие сдает/берет имущество, находящееся в собственности, в аренду.
    9. Лицензии на основные виды деятельности, лицензионные условия к ним.
    10. Сведения о количестве транспортных единиц, находящихся на балансе.
    11. Лицензия (решение, договор) на право пользования водными объектами и лицензионные условия к ним.
    12. План природоохранных мероприятий на текущий год и отчет выполнения плана за предыдущий год.
    13. Проект расчета нормативов сброса загрязняющих веществ с территории и разрешение на сброс.
    14. Проект образования отходов и лимитов на их размещение, лимиты.
    15. Проект предельно допустимых выбросов в атмосферу и разрешение на выбросы.
    16. Паспорта опасных отходов.
    17. Технический отчет о продлении лимитов.
    18. Формы статистической отчетности – 2-ТП (водхоз), (отходы), (воздух), 4-ОС.
    19. Договора на вывоз (утилизацию) ТБО, ЖБО, особо опасных отходов.
    20. Лицензия на обращение с опасными отходами компании, которая по договору занимается вывозом отходов предприятия.
    21. Счета-фактуры, справки на вывоз (утилизацию) отходов производства и потребления.
    22. Порядок осуществления производственного экологического контроля, положение о контроле в области обращения с отходами, ежегодные отчеты.
    23. Схемы систем водопотребления и водоотведения.
    24. Схемы систем водоснабжения и канализации.
    25. Результаты лабораторных анализов (воздух, вода).
    26. Расчеты платежей за негативное воздействие за текущий год.
    27. Подтверждение платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
    28. Документы проверок предприятия природоохранными органами (Росприроднадзор, администрация города, прокуратура и др.).
  • По итогам работы с документацией составляются обязательные в случае проведения экоаудита протоколы, в которых обобщается основная информация о предприятии. Подписанные предприятием-заказчиком протоколы являются обязательной частью Отчета и помогают избежать получение экоаудиторами недостоверных данных о работе объектов аудита.
  • 4. Натурное обследование объектов экоаудита
    Экоаудитор выезжает на объекты аудита, проводит осмотр производственных площадок и заносит данные в протокол осмотра объекта, составленный по итогам анализа предоставленной документации. Нарушения при такой проверке имеют место в 90 % случаев. Работа на промплощадках должна вестись в соответствии с требованиями законодательства и не противоречить документам, которые имеются на предприятии (лимиты на обращение с отходами, разрешения на сбросы и выбросы, решение на водопользование и др.). Все полученные данные фиксируются в протоколе.
  • 5. Отчет и экоаудиторское заключение На заключительном этапе экоаудиторы:
    - составляют полную картину экологических проблем, ранжируют их по степени значимости;
    - оценивают возможность возникновения новых нарушений;
    - анализируют причины их возникновения;
    - подбирают оптимальные пути решения с учетом потребностей и возможностей заказчика экоаудита;
    - проводят встречи с руководителем предприятия и обсуждают промежуточные результаты аудита.
  • Итоговым документом экоаудита является Отчет и экоаудиторское заключение, которые в обязательном порядке подписываются руководителем аудиторской компании и главным экоаудитором. Таким образом, экоаудитор берет на себя ответственность за достоверность предоставленной информации и соответствие выводов реальной ситуации и выявленным проблемам на предприятии.
  • 6. Разработка программы внедрения рекомендованных мероприятий по итогам экоаудита
    В зависимости от потребностей заказчика, наша организация может разработать план наиболее оптимального внедрения на предприятии рекомендаций, полученных в результате экологического аудита. Специалисты ООО «ПримЭкоЭнерго» организуют необходимый контроль за выполнением мероприятий, включая разработку экологической документации, ведение отчетов, заполнение журналов, внедрение экологически безопасных технологий, организацию экологического мониторинга и др.
Правовая база экоаудита Подробнее ↓

  • Понятие экологического аудита в современных российских правовых нормах закреплено в ст.1 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: «экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности».
  • Кроме того, как деятельность экологический аудит отмечен в ст.27 Федерального Закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в соответствии с которой государственным инспекторам по охране окружающей среды предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной деятельности.
  • Основой для внедрения процедуры экологического аудита послужили нормативно-методические документы Госкомэкологии России. Также Госстандартом России утверждены Международные основополагающие стандарты ИСО серии 14000 в качестве Государственных стандартов, дающих правовую основу деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации:
  • - ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».
    - ГОСТ Р ИСО 14004-2007 «Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования».
    - ГОСТ Р ИСО 14041-2000 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ».
    - ГОСТ Р ИСО 14042-2001 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненного цикла».
    - ГОСТ Р ИСО 14043-2001 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла». - ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Словарь».
    - ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.
  • В настоящее время в России нет отдельного законодательного акта, который бы устанавливал единые требования к проведению экологического аудита. Федеральный закон «Об экологическом аудите» находится в стадии проекта и для проведения экологического аудита используется опыта финансового аудита на основе Федерального Закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  • В ст.13 Федерального Закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» говорится, что при проведении аудита аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
  • - самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;
    - исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;
    - получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;
    - отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности отчетности в аудиторском заключении в случаях:
    а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации,
    б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
    - осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

 

 

Если Вы нашли свою компанию в списке
"
Сводный план проверок органов контроля (надзора) на территории Приморского края на 2014 год"
Вы можете обратиться к нам по тел. 255-77-00 и получить консультацию.