ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
ОПРОС :
Сколько Вы платите за негативное воздействие?
  Я не плачу
  До 3 000 рублей в квартал
  От 3 000 до 5 000 рублей в квартал
  От 5 000 до 15 000 рублей в квартал
  От 15 000 до 25 000 рублей в квартал
  Более 25 000 в квартал
Разработка проекта СЗЗ

   Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - это территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого производственного объекта.

   Проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ) разрабатывается для всех предприятий, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в первую очередь для тех, в пределах нормативных санитарно-защитных зон которых, расположена жилая застройка, детские дошкольные, средние и высшие учебные заведения, спортивные сооружения, зоны отдыха и другие объекты, при размещении которых должно обеспечиваться соблюдение требований к качеству окружающей среды.

   Регламентируется разработка проекта СЗЗ следующими нормативно-правовыми актами:

- Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 12),
- Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
- Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 16),
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 (ст. 88),
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (с изменениями № 3 от  09.09.2010),
- отдельные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации.

    Территория санитарно-защитной зоны (СЗЗ) предназначена для:

- обеспечения снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней шума и других факторов негативного воздействия до предельно допустимых значении за ее пределами на границе с селитебными территориями;

- создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;

- организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.

     Кому необходимо разрабатывать проект СЗЗ

   Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»  проект санитарно-защитной зоны разрабатывается для проектируемых, строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств. Для вновь строящихся или реконструируемых объектов проект санитарно-защитной зоны представляется одновременно с проектом на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) предприятия.

   НЕ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ размеры и границы СЗЗ для действующих промышленных объектов и производств:

  • для которых уже была установлена СЗЗ на основании ранее действовавших нормативных документов;
  • если расстояния от границы территории промышленной площадки предприятий до нормируемых территорий составляет ориентировочный размер СЗЗ для указанного класса объекта или превышает его;
  • для объектов, которые в течение последних 5 лет работают стабильно, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без изменения технологических процессов, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух;
  • для объектов, расположенных на удалении от нормируемых территорий на расстояние 10 и более км, при условии, что в радиусе 1000 м от границы территории объекта отсутствуют родовые угодья коренных малочисленных народов, другие нормируемые территории, перспективная жилая застройка, в соответствии с генеральным планом развития городского или сельского поселения, не будет приближаться к границе ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия;
  • для объектов, расположенных в промышленной зоне не имеющих непосредственных границ с нормируемыми территориями. Для группы промышленных объектов и производств устанавливается единая санитарно-защитная зона.

   Санитарно-защитные зоны УСТАНАВЛИВАЮТСЯ:

  • для вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов находящихся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий не имеющих аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;
  • для действующих промышленных объектов и производств I, II, III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибраций, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения;
  • для действующего объекта или производства в случае принятия решения Администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя (заказчика) указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.

   При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации, при невозможности соблюдения размеров ориентировочной СЗЗ, необходимо обосновать размещение таких объектов ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и акустическими расчетами. Проект санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования атмосферного воздуха и измерения уровней шума не проводятся.

   Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физического воздействия на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий и социально-гигиенического мониторинга. Проект организации санитарно-защитной зоны не разрабатывается. В случае поступления обоснованных обращений населения об ухудшении условий проживания, связанном с деятельностью предприятия, необходимо предъявить требования по выполнению мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ и/или снижению уровней шума.

   Для предприятий I, II, III классов опасности при установлении санитарно-защитных зон отменено проведение не менее чем годовых натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитных зон. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе санитарно-защитной зоны, жилой застройки и других нормируемых территорий являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.

   Вместе с тем, натурные исследования и измерения на границе жилой застройки и расчетной СЗЗ проводятся:

  • для аэропортов, аэродромов, вертодромов - по лимитирующему фактору (шум); количество измерений определяется в каждом конкретном случае с учетом интенсивности работы аэропорта (количество взлет-посадок и взлетно-посадочных полос);
  • для групп промышленных предприятий (промышленных зон), в состав которых входят объекты I, II классов опасности, в выбросах которых содержатся вещества I класса опасности, а также вещества с доказанной канцерогенностью - всего 20 натурных исследований загрязнений атмосферного воздуха в год, проводимых посезонно, по приоритетным веществам, расчетная концентрация которых составляет 0,7 и более ПДК;

   Для объектов I и II классов опасности необходимо разрабатывать в составе проекта СЗЗ раздел «Оценка риска здоровью».

     Этапы работ по разработке проекта СЗЗ

1 этап.

   Сбор исходных данных и документов от Заказчика, проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и физического воздействия от основной и вспомогательной деятельности Заказчика на рассматриваемой площадке (с определением основных источников выбросов и физического воздействия и применяемых технологических процессов, ориентировочного компонентного состава,  в соответствии с утвержденными методиками);

2 этап.

   Разработка проекта обоснования размера СЗЗ (общие сведения о предприятии; анализ функционального использования территории в районе расположения предприятия; краткая характеристика природно-экологических особенностей территорий; оценка ранее выполненных расчетов границ СЗЗ; расчет СЗЗ по фактору загрязнения атмосферного воздуха, по шумовому воздействию, а также по прочим факторам негативного воздействия; анализ водопотребления и водоотведения; образование производственных отходов; мероприятия по снижению негативного воздействия на среду обитания; обоснование границ СЗЗ по совокупности показателей; мероприятия по планировочной организации и благоустройству СЗЗ; организацию санитарно-гигиенического контроля на границе СЗЗ и на территории жилой застройки, прилегающей к СЗЗ);

3 этап.

   Сопровождение проведения, от лица Заказчика (по его доверенности), в установленном порядке, экспертной оценки проекта СЗЗ на соответствие в госорганах, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» и Роспотребнадзоре с целью получение санитарно-эпидемиологического заключения.

     Стоимость работ 

   Стоимость разработки проекта зависит от характеристик производственного процесса, количества источников выбросов, сбросов, количеством отходов и источников шумового загрязнения. В стоимость работ по разработке не входит стоимость государственной пошлины за проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта и получения заключения органов Роспотребнадзора. Подробнее о стоимости разработки проекта СЗЗ вы можете узнать в разделе "Стоимость услуг".

   Стоимость проведение снитарно-эпидемиологической экспертизы проекта – от 20 000 рублей.

Документы необходимые для разработки проектаПодробнее ↓
  • Для разработки проекта устанавливается перечень, в соответствии с которым предприятие-заказчик должно предоставить документацию о производственной деятельности предприятия, на основании которой будет произведена разработка проекта. В документах должны содержаться достоверные и полные сведения об организации.

    1. Топографический план с линиями градостроительного регулирования в М 1:2000. 
    2. Генплан предприятия с нанесенными существующими строениями и указанием перспективного строительства в М 1:500 (представляется предприятием). 
    3. Правоудостоверяющий документ на землепользование (представляется предприятием). 
    4. Реквизиты предприятия (представляются предприятием). 
    5. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) и результаты последнего ведомственного контроля соблюдения нормативов; в случае отсутствия проекта — данные инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ (предоставляются предприятием). При отсутствии воздухоохранной документации представляются паспорта на вентиляционные системы и газоочистные установки, на генплан предприятия наносятся точки расположения выхлопов вентиляционных систем. 
    6. Проект нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС); в случае отсутствия проектов — копии договоров на водопользование и соответствующие декларации; разрешение на спецводопользование (представляются предприятием). 
    7. Шумовые паспорта вентиляционных систем и оборудования (представляются предприятием). 
    8. Гигиенические паспорта источников ионизирующего излучения, электромагнитного излучения и т.п. (представляются предприятием). 
    9. Характеристика разрешенного и намечаемого строительства (представляется предприятием). 
    10. Показатели теплоснабжения — существующее положение и на расчетный срок (представляются предприятием) 
    11. Данные по транспорту предприятия (представляются предприятием) 
    12. Характеристика источников сточных вод (представляется предприятием). 
    13. Количество воды, забранной из водных объектов (водопроводных систем других предприятий), использованной и переданной другим организациям (представляется предприятием). 
    14. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР); в случае отсутствия проекта - характеристика отходов, образующихся на предприятии (представляется предприятием). 
    15. Справка о фоновых концентрациях загрязнения атмосферного воздуха (представляется ПримУГМС).

    При необходимости в процессе разработки проекта может быть запрошена дополнительная информация.
    Вышеперечисленные данные предоставляются по каждому структурному подразделению отдельно.

Порядок согласования и срок действия проекта Подробнее ↓
  •     Проект СЗЗ проходит обязательное согласование в территориальном Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – с получением санитарно-эпидемиологического заключения на установление окончательного размера СЗЗ. 
         Проект СЗЗ действует бессрочно при неизменности производственного процесса. В случае, если планируется ввести в эксплуатацию новы производственные мощности, провести реконструкцию предприятия либо внести какие-либо другие изменения в производственный процесс, необходима разработка нового проекта СЗЗ с расчетом и обоснованием санитарно-защитной зоны.

Ответственность за отсутствие проекта ПДВ Подробнее ↓
  • Административная ответственность для предприятий, осуществляющих работу без установленной санитарно-защитной зоны определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях.

    Статья 6.3.

    Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

    на граждан - от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда;

    на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

     на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

     Статья 8.1.

    Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа:

    на граждан - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;

    на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

    на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

 

Если Вы нашли свою компанию в списке
"
Сводный план проверок органов контроля (надзора) на территории Приморского края на 2014 год"
Вы можете обратиться к нам по тел. 255-77-00 и получить консультацию.